Церковь Покрова и Рождества
Богородицы от Пролома

Назад

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

г. Псков, ул. Свердлова, д. 1

Историческая справка

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых.

14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии.

Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились св. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи, видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов.

Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил; «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот.

И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ.

По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом.

Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с XII века. В честь Покрова Богородицы в 1165 году Великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен один из самых красивых и неповторимых православных храмов — Покрова на Нерли. Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства.

В полном месяцеслове, изданном в 1848 г., без ссылки на какие-либо источники говорится, что церковь Покрова от Пролома построена каменная в 1399 г. Псковские летописи под 1465 г. упоминают: "... в лето 6973... и псковичи с посажены своих хоромов блюдоучи и заложиши стеноу деревяноу от Великой реки...".

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым
26 – Успения; 29 – Георгия на Взвозе; 30 – Пантелеймона на Красном дворе; 31 – Якиманская; 32 - Покрова в углу; 33 – Рождество в углу

В книге "История княжества Псковского" Е. Болоховитинова сказано, что в 1544 г. это был Покровский мужской монастырь. На Псковской иконе Божией Матери с изображением города Пскова времени осады Стефаном баторием есть надпись: " В лето 7089 (1531) августа 20 день при державе благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича...

В оны же дни в том граде во обители Покрова Пресвятыя Богородицы завомаго в Угле града". Н.Ф. Окулич-Казарин пишет: "...Покровский мужской монастырь, называвшийся в "Углу" и погоревший в 1544 г.

Церковь, очевидно, возобновили, и к 1581 г. она приняла тот вид, в каком изображена на иконе. После снятия осады благодарные псковичи, вместе со своим храбрым воеводой, князем И.П. Шуйским, соорудили рядом с Покровской церковью другую - во имя Рождества Богородицы".

Однако наиболее правдоподобным представляется приводимый Н.Ф. Окулич-Казариным материал о постройке князем Шуйским рядом с Покровской церковью церковь Рождества, т.к. с иконой Рождества Богородицы связывает победу над Баторием: обе эти церкви построены за одну связь в одно время и, следовательно, после 1581 г. Ю.П. Спегальский датирует ее XVI в.

В религиозной истории Пскова монастырь Покрова Богородицы прославился чудесным видением его монаху – слепому старцу Дорофею - кузнецу Пресвятой Богоматери, явившейся с псковскими святыми перед Баториевским штурмом в храм и на Покровскую башню.

Икона «Видение старца Дорофея» с планом Пскова 1694 г. XVII в. Игорь Соловьев

«Сказаник о видении Дорофея» стал поводом для написания знаменитой храмовой Покровской иконы с видом Пскова времен осады. В память об отражении первого штурма 8 сентября 1581 года , в день рождества Богородицы, псковичи через год поставили в монастыре деревянный храм во имя этого праздника.

Затем храм перенесли в теплую трапезную монастыря, находившуюся за стеной холодной Покровской церкви с северной стороны. Так появилась сдвоенная церковь Покрова и рождества в углу. В 1764 г. монастырь был упразднен, о чем говорят клировые ведомости. Церковь, значительно перестроенная, позднее стала приходской.

Офицерские списки 1764 г. сообщают, что "... означенная церковь каменная... близ городовой стене у Покровских ворот. В них 2 престола... Около тех церквей ограда деревянная длиной 20 и поперек 10 сажен...

Означенная церковь каменная крыта тесом на ней две главы обиты жестью на них кресты деревянные обиты жестью. На оной церкви колокольня каменная крыта тесом в ней колоколов небольших два..." Согласно церковной описи 1839 г. над входом в церковь колокольня двухстолпная, на ней 3 колокола небольших.

Все церковное здание со сводами, а теплая церковь с накатом. На церковной главе на фальшивом деревянном осьмерике обитом железом... овальный купол. При входе в церковь коридор деревянный... и небольшая караулка каменная...". Это первое упоминание о том, что церковь Рождества Борогодицы без сводов и имеет одну главу.

Колокольня двухстолпная над входом (видимо двухпролетная). В 1847-48 гг. построена колокольня из кирпича на церковные пожертвованные средства. Колоколов на ней пять. В 1893 г. клировые ведомости сообщают, что "...в ней два: главный в честь Покрова, Пресвятыя Богородицы, с придельный в честь Рождества.

Первый из них холодный, а второй теплый. Последний по случаю обветшания святого престола вновь освящен 23 октября 1893г. В 1899 г. устроена новая ограда. В 1914 г. церковь и колокольня покрыты железом. В 1961-64 гг. на основании архитектурно-археологического исследования памятника были проведены реставрационные и противоаварийные работы: памятник освобожден от поздних пристроек: колокольни и притвора, построенных в XIX в .

Разобрана единая четырехскатная кровля с декоративным барабаном и главою. По сохранившемуся перекрытию с основанием всетового барабана церкви Покрова сооружено перекрытие с барабаном и главою церкви Рождества, где в свою очередь были найдены пяты сводов перекрытий.

Вид с северо-западной стороны. Фото 1965

Восстановлены двухскатные крыши двух церквей и притворов по два щипца на восточном и западном фасадах и две на притворах. На западной стене двух четвериков сооружена трехстолпная звонница.

Главы покрыты деревянным лемехом, кресты металлические, кровли тесовые. Произведен косметический ремонт. Вся реставрация сделана на основании фактического исследования памятника в натуре и в соответствии с иконографическим материалом.

Основные архитектурные особенности

Церковь Покрова и рождества Богородицы или как принято ее называть: Покрова от Пролома, Покрова в Углу, расположена в юго-западном углу Окольного города у Покровской башни.

План церкви

Храм состоит из двух бесстолпных церковок, каждая имеет по одной апсиде и притвору. Четверики церковок и притворы имеют общие стены. Своды перекрытий церковок опираются на южную стену Покровской церкви и на северную Рождественской.

Средняя стена несет на себе своды перекрытий двух церковок. Между сводами перекрытий перпендикулярные лучковые арочки к средней общей стене. Общая стена говорит о единовременной постройке всего комплекса. В связи с чем напрашивается вывод о сооружении комплекса после 1581 г.

Вид с юго-западной стороны. Фото Скобельцына Б.С.,1962

До этого времени церковь Рождества не упоминается. Фасады четвериков и притворов не имеют декора, лишь главы и апсиды декорированы поясами, состоявшими из поребриков и " бегунцов".

Алтари имеют по одному оконному проему и щелевые проемы по одному в жертвенниках, сооруженных в нишах северо-восточных углов четвериков Покровской и Рождественской церквей.

Притворы перекрыты коробовыми сводами с распалубками над оконными проемами и соединены между собой дверным проемом в общей для этих притворов стене; также они соединены дверными проемами с четвериками.

Каждый притвор имеет по одному главному дверному проему - входу в церкви. Кровли двухскатные тесовые, звонница трехстолпная, сооружение при реставрации 1962-64 гг. Материал - известняковая плита. Размеры : длина с притвором 17 м, ширина 15 м

Общие сведения

С церковью Покрова и Рождества Богородицы связаны славные страницы истории нашего Отечества: победа над войсками Стефана Батория в 1581 г. В честь этого события была построена ныне существующая церковь.

Вместо с легендарной Покровской башней они восстановлены и реставрированы в 1956-65 гг. как архитектурный ансамбль. Две церкви-близнецы, редкий прием в древнерусском культовом зодчестве. Ансамбль памятников архитектуры у Покровской башни имел большое значение в организации градостроительной структуры города.

В наше время комплекс приобрел широкую известность; сюда направляются бесконечные потоки туристов с тем, чтобы ознакомиться не только с уникальным памятником архитектуры, но и героическим прошлым нашего народа.


Фото: 1990 год. Фото: 2011 год


Фото: 2011 год

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома и Покровская башня


Внутрение интерьеры церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru