Церковь Нерукотворного образа | |||
---|---|---|---|
Церковь Нерукотворного образаг. Псков, ул. Первомайскаяя, д. 27 Историческая справка Восточное предание о Нерукотворном образе прослеживается с первой половины IV века. История связана с больным царем Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамы и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада».
Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории сообщает следующее: "История Фаддея такова. Божественность Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляемая среди всех людей за свою чудотворную силу, привлекла тьмы людей даже из чужих, очень далеких от Иудеи стран, которые надеялись на исцеление болезней и разных страданий". Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни. Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких. Обещание это было вскоре выполнено. После Воскресения Христа из мертвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово. Он выполнил все, что обещал Спаситель наш. Фаддей, прибыв на место, исцеляет Авгаря Христовым словом, а всех тамошних людей поражает удивительными чудесами. Достаточно подготовив их своими делами и приведя их к почитанию силы Христовой, он стал обучать их спасительной вере. И доныне с тех пор вся Эдесса освящена именем Христовым; она убедительно свидетельствует о милостях к ней Спасителя нашего. Псковские летописи отмечают под 1487 г.: "В лето 6995...того же лета бысть мор во скове, да церковь поставиша на Запсковье у Жабьи лавицы во имя Нерукотворенного Образа и совершили однем днем и осветили, месяца августа 26 день однодневная деревянная". "В лето 6995... того же лета бысть мор велик в Пскове, тогда поставиша две церкви, Святого Образа господа Исуса Христа да святую мученицу Анастасию." В 1540 г. летопись отмечает, что 13 сентября ц. Образская на Запсковье в пожар не пострадала.
Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф.А. Ушаковым
"При пожаре на Запсковье "только бог ублюде, храма образа господня деревянные церкви". Когда сгорела деревянная 1487 г. и когда построена каменная ныне существующая, неизвестно. В "скаске" 1745 г. значится "Нерукотворенного образа с Запсковья, что у Ильинских ворот", при ней значится 25 приходских дворов. Клировые ведомости отмечают, что в 1852 году архиеписков Платот распорядился ее разобрать. Церковь была предназначена к разрушению и почти до половины разобрана. Начавшуюся разборку приостановили по просьбе прихожан Богоявленского храма, собравших средства на возобновление Образской церкви. В 1857 году она восстановлена. К этой дате следует отнести сооружение плоского (ныне существующего) перекрытия, декоративного барабана с главою. Дверной проем, ведущий из притвора в южный придел растесан позже, при этом нарушены две погребальные ниши в южной стене притвора. В 1960 г. здесь проводились архитектрно-археологические исследования. Раскопы подтвердили существование четырех столбов. Произведена реконструкция интерьера четверика: сооружено врменное перекрытие. Здание приспособлено под торговую контору и склад. Обмеры и материалы исследования хранятся в архиве ПСНРПМ. исполнитель исследования Б.С. Скобельцын. В Пскове первую церковно-приходскую школу открыли 8 октября 1898 года при Образском храме, построив для нее одноэтажное каменное здание возле церкви.
Основные архитектурные особенности Церковь Нерукотворного образа расположена на углу улиц Первомайской и Труда. В былые времена здесь находилось болото, называемое "жабьей лавицей", в наши дни оно засыпано землей, образовав небольшую площадь и лишь с севера-восточной стороны сохранились остатки заболоченной местности.
Вид с юго-восточной стороны. Фото Б. Скобельцына. 1981 г. К основному кубическому объему четверика примыкают: с востока пониженный объем полуцилиндра апсиды, с запада - притвора с крыльцом, имеющим большие проемы, заложенные в южной и северной стенах; с юго- придел с прямоугольной апсидой и палаткой над ним с декоративным барабаном и главой луковичной формы.
Вид с запада. Фото Б. Скобельцына. 1981 г. На западной стене придела возвышается трехстолпная звонница со скругленными в ссредней части столбами и щипцовым завершением, покрытым двухскатной кровлей, она смещена к юго-западному углу стены. Это придает объемной композиции особую живописность. Декор фасадов скромный.
Металлический крест главы четверика. Фото Б.Скобельцына. 1961 г. На южном и северном фаасадах четверика (в западных частях) сохранилось по две лопатки, третья на северном фасаде в верхней части выровнена со стеной. На южной стене палатки нишка с килевидной арочкой, небольшая ниша на щипце звонницы, на крыльце и вратах столбы с широкими канелюрами. Интерьеры. Четверик - бесстолпный, одноапсидный храм с плоским перекрытием (деревянным), на которое опирается декоративный барабан с главой луковичной формы и металлическим крестом.
Вид С севера 1972 год На южной и северных стенах большие оконные проемы с арочными луковичными перемычками (симметричные). Дверной проем у юго-западного угла, ведущий из четверика в южноый придел. В северной стене еще малый проем, переделанный из дверного и также симметричный южному приделу. В апсиде два оконных проема. Южный придел со светелкой над ним перекрыт коробовым сводом с распалубками над оконными проемами. В восточной части придела сохранился керамический пол XVII в. аналогов этому полу среди псковских церквей и гражданских построек нет. Рисунок пола составлен из пяти элементов: квадратов, ромбов, параллелограммов и узких прямоугольников из которых составлены полосы ограничивающие дорожку, идущую вдоль по центру придела от западной стены до апсиды. Сама дорожка состоит из параллелограммов, ромбов и треугольников. По обе стороны полы выложены из квадратов. Цвета изразцов пола: красновато-коричневатый (терракота), темно-коричневый и светложелтый (стронциановый).
Фото: 2014 год Такой пол, составленный из разноцветных изразцов придавал строгому интерьеру нарядность. Сохранившаяся часть пола, при реконструкции была засыпана слоем песка 10-15 см, после чего был настлан досчатый пол.Южный фасад придела и светелки сохранился в первозданном состоянии. Два оконных проема с лучковыми арочными перемычками. На светелке два малых (щелевых) оконных проема и между ними ниша с килевидной арочкой. Светелка имеет двускатную крышу, декоративный барабан с главой и металлическим крестом.
Вид с запада. Фото 1972 год На западной стене южного придела трехстолпная звонница со скругленными в средней части столбами и щипцовым заверешением, покрытым двухскатной кровлей, она смещена к юго-западному углу стены. С запада к четверику примыкает притвор, его центральная часть перекрыта коробовым сводом, покоящимся на двух боковых коробовых сводах, перпендикулярных к центральному. В северной стене притвора две глубокие погребальные ниши. Кладоискателями погребения были нарушены. Ниши южной стены были нарушены при растеске в стене дверного проема, соединяющего притвор с южным приделом.
План церкви. Обмер Б. Скобельцына, Л. Войцыховской. 1960 г. В западных стенах четверика и притвора дверные проемы. Притвор имеет двухскатную крышу. К западной стене притвора примыкает крыльцо, над большими проемами, заложенными в южной и северной стенах, в западной с уменьшенным проемом, бровки в виде валиков.В южной стене дверной проем, ведущий на лестничный всход к светелке. На крыльце и вратах столбы с широкими каннелюрами; столбы подобной формы на вратах Стефановской церкви Мирожского монастыря. Строительный материал - известняковая плита. Памятник обмазан и побелен. Габариты: длина - 30 м, ширина - 20 м. Высота церкви до креста 18.24. Крест - 2 м. В 2000 г. храм передан Церкви. Его восстановлением занялся настоятель церкви св. Николая из Виделебья игумен о. Андроник (Некрасов). В храме открыт придел, в котором проводятся постоянные богослужения. Он был заново освящен в честь новомучеников и исповедников российских. Центральная часть и притвор находились в полуразрушенном состоянии. На стенах еще остались фрески, одна из которых изображает Святую равноапостольную княгиню Ольгу.
Общие сведения Образская церковь - памятник архитектуры XVII в. построенный в пору, когда централизация Руси была уже закончена, он тем не менее свидетельствует об устойчивости традиций псковского средневекового зодчества. Большая часть здания сохранила свои первозданные формы. Светелка и керамический пол южного придела не знают аналогов в архитектрном наследии Пскова. В объемно-простарнственной композиции, Образская церковь увязана с церквями Запсковья: Косьмы и Дамиана с Примостья, Богоявлением и имела значение в планировочной структуре древнего города не утраченное и в наши дни.
Церковь Нерукотворного образа. Фото: 2003 год. Фото: февраль 2005 г. Внутреннее убранство церкви
внутренний объем южного придела образской церкви
Назад    Вверх страницы |
|||
|