Палаты на Романовой горке в Пскове

Назад

Палаты на Романовой горке


Историческая справка

«Романова горка» упоминается в Первой псковской летописи и Третьей псковской летописи. Во Второй псковской летописи при описании тех же самых событий используется название «Романиха».

Романова горка — в древности один из многочисленных островков, возвышавшийся среди топей и болот на территории древнего Полонища в Раковской сотне.

Полонище (поле) простиралось за стеной Среднего города. Позже, после возведения пятой стены, эта территория стала называться Окольным городом.

На Романовой горе в 1881 году при земляных работах случайно были обнаружены редчайшие бронзовые вещи Х-ХII веков, что дает основание предполагать раннее освоение этой местности псковичами.

По мнению Ушакова здание, расположенное на Романовской горке, «Дворец Марины Мнишек» принадлежало потомству Посадника Романа, упоминаемого в 1402 году, как бывшего церковного старосты собора св. Троицы и по наследству перешло от потомков старосты в ведение Владычных наместников.

Несомненно, что оно представляет собою частный дом, построенный в XVII веке. На сборном плане Ушакова ул. Романиха соединяет Великолуцкую ул. и Соколью ул. Возможно улица получила своё название по имени Романа. Но так как источники этих сведений автором не указаны, то и нельзя судить о достоверности последних.

И.К. Лабутина также выдвинула гипотезу о том, что Романиха могла быть улицей. Основанием для этого стало упоминание церкви Похвалы Богородицы на Романихе (1466/67 год), а век спустя на той же Романихе упомянут и Нововознесенский монастырь.

На схеме древнего Пскова Ушакова Ф.А. конца XIX века, улица Романиха соединяет ул. Большую (ныне - Некрасова) с улицей Великой (ныне - Советской).

После пересечения с Большой улицей Романиха переходит в Соколью улицу (современный Комсомольский переулок), ведущую к Сокольим воротам Окольного города.

На карте современного Пскова примерное направление Романихи обозначено красной линией.

В ХVII в. этот участок непосредственно примыкал к Большому Псковскому Торгу, вокруг которого, как известно, концентрировались богатые купеческие дворы.

"Романова горка", расположенная между одной из самых оживленных улиц города - Великой улицей и Торгом, являлась, таким образом, наиболее удобным местом для жилья торговых посадских людей, именно здесь число дворов богатых торговцев достигало в ХVII в, наибольшей концентрации. Поэтому, когда во второй половине ХVII в. в Пскове развернулось широкое строительство каменных жилых домов, здесь, в районе Романихи, их появилось более всего.

В настоящее время первоначальная история этих зданий и их владельцев не установлена. В литературе их принято называть либо именами последних владельцев, либо условными наименованиями. Памятники, входящие в этот комплекс, следующие:

1. Дом Марины Мнишек (к историческому лицу отношения не имеет)
2. Дом Сутоцкого (первые палаты Меншиковых)
3. Дом Яковлева (вторые палаты Меншиковых)
4. Второй дом Сутоцкого
5. Поганкины палаты
6. Подзноевы палаты (2 дома)
7. Дом Предводителя дворянства
8. Дом Карамышева
9. Здание школы художественно-ремесленной им. Н.Ф. Фан-дер-Флита

Ни один из перечисленных памятников не сохранил первоначального облика.

Дом Марины Мнишек утратил первоначальный 3-й и часть 2-го этажа, древнее "красное" крыльцо, а, возможно, и деревянный этаж, предназначенный для жилья.

Дом Марины Мнишек. Вид с юго-западной стороны. Фото Постникова Б.А.,1973 г.

Дом Сутоцкого утратил часть третьего этажа, крыльцо на западном фасаде и, возможно, существовавший четвертый, деревянный этаж.

Дом Яковлева (вторые палаты Меншикова) утратил древнюю деревянную кровлю и крыльцо на северном фасаде.

Второй дом Сутоцкого перестроен наиболее сильно. Он утратил второй каменный этаж, весь древний экстерьер и большую часть интерьера. Старые окна оказались заложенными и вместо них растесаны новые.

Дом Предводителя дворянства значительно перестроен в XIX в. губернским архитектором Францем Ябсом. С того времени памятник утратил второй каменный этаж и весь экстерьер.

Второй дом Сутоцкого. Вид с юго-западной стороны. Фото Постникова Б.А., 1973 г.

Но хуже всего сохранился до наших дней Дом Карамышева. Он утратил верхние этажи и засыпан землей.

К уже сказанному следует добавить, что в результате многочисленных перестроек, дома входящие в комплекс памятников Романовой горки полностью утратили древние полы, столярные заполнения оконных и дверных проемов, большую часть кованных металлических деталей: ставней дверей, решеток; первоначальные отопительные устройства и т.п. Утрачены также подсобные, хозяйственные постройки, входящие некогда в состав дворов.


Основные архитектурные особенности

В настоящее время комплекс памятников Романовой горки расположен между Советской улицей и улицей Некрасова, внутри квартала. Ни один из памятников (кроме дома Яковлева) не выходит фасадом на улицы. Все они как бы отгорожены от проезжей части новыми жилыми зданиями.

На плане городской застройки комплекс вытянут по оси восток-запад.

В западной части расположены дом Яковлева, Первый дом Сутоцкого и дом Карамышева.

В восточной - второй дом Сутоцкого, Дом Предводителя дворянства и Дом Марины Мнишек.

Первый дом Сутоцкого в настоящее время представляет собой каменное, двухэтажное здание трехчастное в плане. Центральная часть - сени, перекрыты в обоих этажах цилиндрическими сводами. Помещения по сторонам сеней перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками над оконными и дверными проемами.

Дом Яковлева. Южный фасад. Фото Постникова Б.А., 1973 г.

К восточному фасаду примыкает древнее крыльцо, в котором устроены входы на первый и второй этаж. Оба этажа сообщаются между собой двумя внутри стенными лестницами. Третий этаж наполовину сломан. Здание покрыто четырехскатной железной кровлей.

К западному фасаду первого Дома Сутоцкого пристроен дом Яковлева. Это каменное, двухэтажное здание тоже трехчастное в плане. Все помещения его перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками над дверными и оконными проемами, 1 и 2 этажи соединены пятью внутри стенными лестницами. Здание имеет каменные резные наличники обрамляющие оконные проемы со стороны фасадов. К северному фасаду примыкают остатки древнего крыльца.

Дом Карамышева - севернее Дома Яковлева, находится под земляным холмом, и сохранил лишь первый этаж. Дом трехчастный в плане. Центральная часть, сени, перекрыты цилиндрическим сводом. Помещения по сторонам сеней - сводами сомкнутыми распалубками.

Второй дом Сутоцкого - каменное двухэтажное здание. Первый этаж древний, состоит из 7 помещений перекрытых цилиндрическими сводами. Второй этаж - поздний, кирпичный. Кровля железная. Здание имеет два древних крыльца: одно с западного, другое с северного фасада.

Дом предводителя дворянства. Северный фасад. Фото Постникова Б.А., 1973 г.

Южнее второго дома Сутоцкого находится Дом Предводителя дворянства - двухэтажное каменное здание. Первый этаж - древний, имеет трехчастную планировочную схему, состоит из 6 помещений перекрытых цилиндрическими сводами. Второй этаж - поздний сложен из плиты. Здание покрыто железной кровлей. Вход со стороны южного фасада.

В северо-западном углу всего комплекса находится Дом Марины Мнишек - каменное двухэтажное, трех частное в плане здание. Помещения первого и второго этажей перекрыты сомкнутыми сводами и распалубками. Часть верхнего этажа перестроена. Здание покрыто железной кровлей. Вход со стороны южного фасада.

Все древние сооружения, входящие в состав комплекса сложены из местной плиты на известковом растворе, обмазаны и побелены. Как и другие псковские здания ХVII в., они лишены декоративной обработки. Исключением являются наличники Дома Яковлева из резкого камня. Основные габариты: Дом Яковлева - 58 х 15 м, Первый дом Сутоцкого - 55 х 15,5 м, Второй дом Сутоцкого - 24 х 14 м, Дом Карамышева - 16 х 9,5 м, Дом Предводителя дворянства - 52 х 16 м Дом Марины Мнишек - 22 х 8 м.


Общие сведения

Комплекс памятников древнепсковского каменного жилого зодчества на Романовой горке представлен разнообразными по планировочной структуре и композиционно-пространственной схеме зданиями. Изучение их даст обширный и разнообразный материал о развитии каменного жилого зодчества XVII века, что определяет высокое научное значение всего комплекса памятников.

Каждое из этих зданий является примером высокого строительного искусства древнерусских зодчих, а все памятники в целом позволяют создать при их восстановлении замечательный историко-архитектурный ансамбль-заповедник.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru