Церковь Бориса и Глеба

Назад


Церковь Бориса и Глеба

г. Псков, пересечение улиц Воровского и Карла Маркса

У Святого равноапостольного князя Владимира Святославовича было тринадцать сыновей. Самых младших из них - Бориса и Глеба, Русская и Константинопольская церкви канонизировала в лике Святых Страстотерпцев за искреннее исповедование христианских добродетелей.

Икона Святых Бориса и Глеба - икона, изображающая первых русских Святых. Борис и Глеб родились незадолго до крещения Руси их отцом Владимиром Красно Солнышко, и уже с самого детства воспитывались в духе Христовой веры.

Борис, старший из двух братьев, имел огромную тягу к знаниям, и, едва обучившись грамоте, стал читать и перечитывать религиозные христианские книги: жития святых и Священное Писание. Глеб, во всём подражавший любимому старшему брату, тоже с младых лет проникся христианским учением.

Икона Святые благоверные князья Борис и Глеб

Святой Владимир распределил княжества между всеми своими сыновьями - Святополк получил Туровское княжество (территорию нынешней Белоруссии), Глеб стал Муромским князем, Борис - Ростовским князем, остальные территории поделили между собой другие братья.

Но мирного правления у братьев не получилось. Святополк, взалкавший всеобъемлющей власти, вступил в сговор с польским королём Болеславом и попытался свергнуть Святого Владимира с трона.

Самым опасным соперником Святополка был любимец Владимира Борис. Его-то и решил устранить коварный князь, пойдя по дорожке протоптанной библейским Каином. К князю Борису в степь были подосланы убийцы - вышгородские бояре.

Ночью к палатке князя подкрались убийцы. Дождавшись, когда Борис закончит молиться и ляжет спать, они ворвались к нему и пронзили его и его слугу копьями. После этого тело князя погрузили на повозку и повезли в Киев.

Навстречу боярам попались посланные Окаянным Святополком наёмники-варяги, которые ударом меча в сердце окончательно убили ещё дышавшего Святого Бориса. В Вышгороде тело Бориса было захоронено вблизи церкви Святого Василия.

Следующим шагом Святополка стало устранение следующего по популярности в народе и дружинах после Бориса князя Глеба. Братоубийца отослал гонцов в Муром, чтобы те пригласили Святого Глеба разделить со Святополком великокняжеский престол.

Глеб принял приглашение и выехал в Киев. Остановившегося в Смоленске князя нагнали посланники от Ярослава Мудрого, новгородского князя. Глебу поведали о смерти отца Владимира Святославовича, об убийстве брата его Святого Бориса и о коварном замысле Святополка.

Убитый горем Глеб всё же продолжил путь, и недалеко от реки Смядыни его земной путь прервался. Наёмники Окаянного Святополка настигли младшего из Владимировичей и приказали его повару убить Святого Глеба.

Как и его любимый старший брат, Глеб не стал сопротивляться и принял смиренно смерть от своих же сородичей. Святого Глеба похоронили на месте убийства, похоронив его в простом гробу. На иконе Святого Бориса и Глеба старший из братьев держит в руке Евангелие, заветы которого они смиренно соблюдали и благодаря которому не позволили себе ответить ненавистью и злом на зло окаянного брата Святополка.

В этом и заключался смысл их жизненного подвига, за который их причислили к лику страстотерпцев.

К иконе Святых Бориса и Глеба обращаются с молитвой о заступничестве, с молитвой о придании жизненных сил в тяжёлых ситуациях, а также с молитвой о скором выздоровлении.


Церковь Бориса и Глеба, построенная в Пскове в 1433-1434 гг., находилась возле храма Петра и Павла, к югу от него. Ее место определяется по церкви Казанской Богородицы, выстроенной в 1810 году на месте обветшавшей Борисоглебской.

В конце XVIII века церковь Бориса и Глеба была приписана к Петропавловскому собору, а в 1710 году упразднена. Для постройки Казанской церкви был использован камень от разобранных церквей Бориса и Глеба и Знамения (южный придел Петра и Павла). В. Д. Щукин отмечал, что Казанская церковь находилась примерно в 10 саженях к югу от Петропавловской.


Казанская церковь. XIX век

Казанская церковь была разобрана в конце 50-х XX века. Она изображена на поздних планах Пскова, руководствуясь которыми можно определить и место церкви Бориса и Глеба.


Казанская церковь. 50-е годы XX века

На плане 1740 года церковь показана в 7-8 саженях к югу от церкви Петра и Павла и выглядит крупнее последней.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым
1 – Петра и Павла на бую; 2 – Бориса и Глеба

По плану конца XVIII века церковь находилась на пересечении Петропавловской и Новгородской улиц, рядом со стоявшей севернее Петропавловской церковью.

Церковь изображена на иконе Жиглевича под номером 24.


23 – церковь Петра и Павла с буя; 24 – церковь Бориса и Глеба

В 1343 году упоминается поп церкви Бориса и Глеба Руда. О знамении в церкви Бориса м Глеба сообщается под 1395/1396 год. В 1433 году «петровские суседи» разобрали старый костер (в стене 1309 года) и из полученного камня стали строить новую церковь Бориса и Глеба. Строительство закончилось в 1434 году. Вслед за старым костром стали разбирать и старую стену от Псковы.

Итак церковь Бориса и Глеба постройки 1433-1434 гг. находилась в пределах стены Среднего города 1375 г. вне старой (1309г.) стены посадника Бориса.

Из источников XVII века известно также, что она стояла на Петровской улице, на Бую, как и церковь Петра и Павла


Фрагмент плана г. Пскова 1821 года, 11 – Петра и Павла. Бориса и Глеба

Месторасположение церкви Бориса и Глеба на современной карте. Красной линией обозначена бывшая Петропавловская улица и месторасположение церкви Бориса и Глеба


В настоящее время на месте церкви Бориса и Глеба стоит церковная лавка.


Назад    Вверх страницы






Рейтинг@Mail.ru