Церковь Преображения Спаса у Старого Костра

Назад

Церковь Преображения Спаса у Старого Костра

г. Псков, Октябрьская площадь

Преображение Господне (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас).

Празднуется Православной церковью 6 августа по юлианскому или же 19 августа по григорианскому календарю. В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). В Армянской Апостольской Церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа.

Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий, причём описания эти очень похожи.

Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться.

Преображение Господне. (Икона, Новгород, XV век)

Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме».

Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое.

Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».


Церковь Преображения Спаса у Старого Костра – возле стены посадника Бориса 1309 г., на пересечении линии этой стены и Великой улицы. Место церкви удается определить путем сравнения планов Пскова 1740 и 1857 гг.

Церковь Преображения Спаса стояла внутри стены и изображена на планах XVIII в. на той же стороне Великой улицы, что и церковь Михаила архангела. Стоящей на Великой улице называет церковь и платежная книга 1585 – 1587 гг. Церковь занимала важную позицию при въезде в город и стояла на главной улице Пскова.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым
10 – Архангелов Михаила и Гавриила; 11 – Спаса у Старого Костра

Время возникновения церкви не известно. В 1383/1384 г. отмечена постройка каменной церкви, в 1438 г. вновь была поставлена каменная церковь.

Возможно, в 1441 г. отсюда начался мор («из заоулка ис Пустынкя от каменои Христове» - П2Л).

В 1453 г. церковь Спаса называется как один из объектов пожара.

В 1478 г. у церкви Спаса у Старого костра был погребен посадник Алексей, скончавшийся под Новгородом.

В 1793 г. церковь упразднили и вскоре должны были разобрать.

План Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулевича-Казарина «Новые данные по топографии города Пскова
11 – Михаила и Гавриила Архангелов; 20 – Преображения Спаса возле Старого Костра

Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова
11 – церковь Живоносного источника у Рыбницких ворот; 12 – Снетогорское подворье и церковь св. Иоанна Богослова; 13 – Алексеевская церковь; 14 – Воздвиженская церковь; 15 – Богоявленская церковь; 16 - Георгиевская церковь; 17 - Михаила-Архангельская церковь; 18 - Преображенская церковь; 19 – Петропавловская церковь; 20 – Богоявленская церковь; 22 - Борисоглебская церковь; 23 – Николаевская со Усохи церковь; 26 - Анастасьевская церковь; 27 – церковь Сошествия св. Духа

Современное место, где прежде была Преображенская церковь, занято Октябрьской площадью. Теперь там устанавливают городскую новогоднюю елку.


Примерное месторасположение церкви Преображения Спаса


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru