Церковь Богоявления в Кстове

Назад

Церковь Богоявления в Кстове

г. Псков, улица Воровского

Один из важнейших христианских праздников во всём православном мире отмечали - Крещение Господне. Второе название этого замечательного праздника - Богоявление. Это один из самых древних христианских праздников - его отмечали ещё при жизни апостолов Иисуса Христа.

Вначале этот праздник носил название "Эпифания" (Явление), или же, немного позднее "Теофания" (Явление Бога). На Руси этот праздник часто называли "Светы", потому что в этот день при крещении Сына Божьего Иисуса Христа Бог явил миру Свет Неприступный.

Крестил Иисуса Иоанн Предтеча, праведный проповедник, которого к миссии крестить людей и готовить их к ожиданию прихода Мессии призвал из пустыни Бог. По факту крещения Христа Иоанном Предтечей, пустынного проповедника именуют также и Крестителем.

Икона Крещение Господне (Богоявление)

Икона "Крещение Господне" практически дословно описывает события, при которых был крещён Спаситель. Все четыре евангелиста, описывая само событие крещения Сына Божьего, практически дословно одинаково рассказывают о произошедшем чуде.

На иконе "Крещение Господне" изображена река Иордан близ мелководного брода Вифавары, где, по преданию и крестил Сына Божьего Иоанн Предтеча. Вифавара известна ещё и тем, что неподалёку от неё находится гора, с которой вознёсся на небо на огненной колеснице пророк Илия.

Обязательными участниками иконы "Крещение Господне" являются Бог - Отец и Святой Дух. Ведь неслучайно второе название этого великого праздника - Богоявление, т.е. момент, когда Бог одновременно явил человечеству свои три ипостаси: Бога - Отца, Бога - Сына и Святого Духа.

Бог-Отец свидетельствовал о себе Гласом с Небес, Бог-Сын - Иисус Христос, принимающий крещение от Иоанна Предтечи, и Святой Дух в традиционном обличии белого голубя.

Само принятие крещения Сыном Божьим глубоко символично - таким способом Он становится одним из нас, принимая на себя грехи человечества и показывая всем людям возможность обретения Царствия Небесного.

Недаром Иоанн Предтеча сомневался в том, что именно он должен покрестить Христа: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Однако Иисус ответил ему: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Так в смирении всемогущий Господь указывал людям путь к спасению своей души.

В православной традиции, в навечерие Крещения, было принято освящать воду, в том числе и в специально вырубленных крестообразных прорубях, так называемых "иорданях", названных в честь священных вод великой реки.

Вся освященная вода считается целебной, поэтому и встарь и сейчас широко распространён обычай купаться в прорубях на праздник Крещения. Окунаясь в воду в Крещение, человек смывает с себя грехи, становится чище и телом и душой, недаром в этот светлый праздник духовенство носит белые одежды.


Церковь Богоявления, упомянутая под 1397 (1398) и 1432 гг. находилась в Кстове, в углу стены Среднего города 1375 г., выходящем к Пскове.

Топоним «Кстова» впервые упоминается в платежной книге 1585-1587 гг.

Колокольня церкви Богоявления в XVII веке стояла на стене между Петропавловскими и Кстовскими воротами, а сам храм был приделан к городской стене» рядом с колокольней.

Возможно, топоним «Кстова» в XIV-XV вв. не применялся. По всей видимости он был введен как признак отличия от других церквей Богоявления: Церкви Богоявления в Бродах (руины церкви находятся под Богоявленской батареей Петровских бастионов) и Церкви Богоявления на Запсковье (сохранилась до наших дней).

Место Богоявления в Кстове обозначено на плане 1740 г., а на копии иконы Печерского монастыря церковь изображена рядом с наугольной Кстовской (Петропавловской) башней Среднего города, внутри него.

Место для церкви Богоявления в Кстове на берегу Псковы выбрано неслучайно. Праздник Богоявления связан с ритуалом освящения воды. Здесь, на реке Пскове, каждое 6 января торжественно, с водосвятием, с зимним окунанием в воду (там, где ныне обмываются зимой любители парной бани) отмечали праздник Богоявления Господня, то есть крещение Иисус Христа. С этим праздником связано название местности «Кстова». И.И. Василев в «Историко-статистическом указателе города Пскова» сообщил: «Объясняют происхождение этого слова от сокращения: крест, крещение, кщение».

План Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулича-Казарина «Новые данные по топографии города Вид Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго КрестаIV - четвертая каменная стена (Средний город);
XIV – костер в стене 1374/1375 г. на Пскове в угле;
XVII – костер у Куминых ворот;
6 – Петра и Павла;
13 – Бориса и Глеба;
22 – Богоявления в Кстове;
27 – Богоявления в Бродах;
28 – Богоявления на Запсковье

Каменная церковь строилась в 1397 году одновременно с наугольной башней в стене 1375 г. Время открытия церкви не известно. Скорее всего, основание относится к середине – второй половины XIV в., когда посад был огорожен стеной, так как случаи постройки приходских церквей вне стен очень редки. В 1432 году был пристроен новый предел.

Следов церкви на поверхности сейчас не осталось. На углу улиц Красных партизан и Воровского еще сохраняются остатки стены Среднего города, относительно которой можно точнее рассчитать положение исчезнувшей церкви.

На рисунке Спегальского Ю.П. Церковь Богоявления в Кстове видна в правой верхней части. За стеной Среднего города в Кстовской сотне на горе находился двор Н.И. Ямского, включивший участки, перешедшие к нему за долги в 1682 и 1690 г. от пусторжевца Посника Федорова сына Неелова и ременника Трофима Мелентиева сына. В 1726 г. двор был унаследован внуком Ямского – Иваном “большим” Трубинским.

В левой части рисунка видна Церковь Богоявления господня на Бродах. Обе церкви находились на левом берегу реки Псковы напротив Церкви Богоявления на Запсковье.

Вид Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова)
11 – церковь Живоносного источника у Рыбницких ворот;
12 – Снетогорское подворье и церковь св. Иоана Богослова;
13 – Алексеевская церковь;
14 – Воздвиженская церковь;
15 – Богоявленская церковь;
16 – Георгиевская церковь;
17 – Михаила-Архангельская церковь;
18 – Преображенская церковь;
19 – Петропавловская церковь;
20 – Богоявленская церковь;
22 – Борисоглебская церковь;
23 – Николаевская со Усохи церковь;
26 – Анастасьевская церковь;
27 – церковь Сошествия св. Духа
64 – Богоявления на Запсковье


Примерное месторасположение церкви Богоявления в Кстове

<

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru