Трапезная церковь Евфимия
на Снетогорском подворье ("еуфим..."). XVI в.

Назад

Трапезная церковь Евфимия
на Снетогорском подворье ("еуфим..."). XVI в.

г. Псков, ул. Герцена, сквер (Лесная площадь)

Преподобный Евфимий Великий родился в 377 году в армянском городе Мелитине, расположенном на берегу одного из притоков Евфрата. Его родители, Павел и Дионисия, были христианами из знатного рода. Долгое время они не имели детей, усердно моля Бога о даровании потомства.

Однажды, после многих дней молитвы в храме святого мученика Полиевкта, им было открыто о рождении сына, через которого Бог дарует утешение Церкви. Еще до рождения младенца родители посвятили его Богу. Когда Евфимию было три года, умер его отец.

По просьбе матери был принят на воспитание мелитинским епископом Отрием, который крестил его и провёл через все степени церковных должностей и рукоположил во иерея и поручил ему надзор за окрестными монастырями.

Икона прп. Ефимия Великого

В возрасте двадцати восьми лет Евфимий отправился в паломничество в Иерусалим и после поклонения святыням отправился к местным отшельникам и узнав о их добродетелях пришёл в Фаранскую лавру преподобного Харитона, но поселился в келлии за её пределами рядом с другим отшельником Феоктистом с которым они стали духовными братьями.

Спустя пять лет они вдвоём переселились в пустыню Кутила где стали жить в пещере затворниками. Пещера где жил Евфимий стала церковью, а сам он, хотя и стал духовником братии, продолжил жить в затворе выходя из него только по субботам.

Около 420 года Евфимий исцелил сына арабского филарха принявшего крещение с именем Пётр. Известие об этом привлекло в монастырь людей, искавших наставления и исцелений. Тяготясь людским вниманием, Евфимий оставил монастырь и перешёл в пустыню Зиф, близ Мертвого моря. Там протокомит одной из деревень в благодарность за изгнание Евфимием беса из его сына построил ему монастырь.

В нём Евфимий поселился с несколькими своими учениками. Вскоре из-за многочисленных посетителей, нарушавших его покой, Евфимий вернулся в Нижний монастырь, поселившись в одной из пещер в его окрестностях. Однажды к нему пришли 3 брата-каппадокийца, которых Евфимий, повинуясь божественному указанию, взял себе в ученики.

Постепенно число учеников возросло до одиннадцати, и по просьбе Евфимия филарх Пётр построил ему церковь и келии, ставшие основой лавры преподобного Евфимия. 7 мая 428 (429) года иерусалимский патриарх Ювеналий совершил освящение монастырской церкви.


К концу XVI века река Пскова в стенах города обросла церквами. На правом берегу, на Запсковье, располагались три не существующие ныне церкви: церковь Евстратия, церковь архиепископа Иоанна и церковь Евфимия Великого.

Они стояли возле «Богоявленского креста», где пересекалась Большая Богоявленская улица (обозначена красным цветом) - ныне ул. Герцена - с перпендикулярной ей Богоявленской (обозначена синим цветом), недалеко от церкви Богоявления, сохранившейся до наших дней.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 г.г. действительным членом ПАО Ф.А. Ушаковым.
2 – Св. Елистрата (Евстратия);
3 – Богоявления с Запсковья;
4 – Иоанна Архиепископа;
5 – Св. Ефимия Великого

Если искать место, где стояла церковь Евфимия на Снетогорском подворье, то от Примостья (район возле Троицкого моста) лучше всего направиться к церкви Богоявления по улице Герцена, которая на протяжении от Примостья до бывшего Снетогорского подворья сохранила не только направление, но и прежнюю ширину.

За домом № 8 улица расширена и обращена в площадь. На поверхности почвы этой площади отчетливо видны остатки основания каменных палат Снетогорского подворья, сломанных в середине XIX века.

На протяжении около пятидесяти метров по левой стороне улицы тянулись каменные постройки подворья — трапезные палаты с храмом при них, длинный братский корпус и каменная столпообразная постройка (надо полагать, храм-колокольня).

Икона Жиглевича
41. Козьмодемьянская башня. 1526;
42. Гремячья башня ("ворота гремяцкие"). Около 1484;
43. Неидентифицированная башня (На участке стены между Гремячьей и Ильинской башнями (построен в 1482 — 1484 гг.) существовало три башни: Толокнянка, Глухая и Образский захаб, но на иконе изображены лишь какие-то две из них (№ 43 и № 44), одна пропущена.). Около 1482 — 1484;
44. Неидентифицированная башня. Около 1482 — 1484;
45. Ильинская башня ("врата ильинскии"). Около 1482;
46. Волковская башня
47. Загряжская башня (Загряжский захаб) (нач. XVII в.)
48. Быковская башня
56. Церковь Козьмы и Демьяна с Примостья ("козмодемьян");
57. Церковь святого Спасова образа у Жабьей лавицы ("образ..."). XVII в.;
58. Трапезная церковь Евфимия на Снетогорском подворье ("еуфим..."). XVI в.;
59. Церковь Богоявления с Запсковья ("святое богоявление"). 1496;
60. Церковь Иоанна Архиепископа ("...епис..."). XVI —XVII вв.;
61. Церковь Евстратия (Елистрата) ("евстратий"). XVI — XVII вв..

Здание снесено в середине XIX в. На основании его изображения на иконах можно утверждать, что оно относилось к традиционному типу псковских трапезных храмов XVI в., состоящих из собственно церкви (двухэтажной, на подклете) и трапезной палаты.

Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова)
63 – церковь преп. Ефимия;
64 – церковь Богоявленская;
65 – церковь св. Елистрата;
66 - монастырь св. Косьмы и Дамиана с Гремячей горы

Все эти сведения подтверждаются и планом Пскова 1821 года.

Фрагмент плана города 1821 года


Месторасположение Трапезной церкви Евфимия на Снетогорском подворье


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru