Церковь Софии и чад ее
в Домантове стене

Назад

Церковь Софии и чад ее в Домантове стене

г. Псков, Довмонтов город, территория Кремля

Мученицы София и ее дочери Вера, Надежда, Любовь пострадали в Риме в царствование императора Адриана во II веке. Оставшись вдовой, София вела жизнь благочестивую и так же воспитывала своих дочерей. Вере было 12 лет, Надежде 10, Любови 9.

Императору донесли, что София и ее дочери отвергают язычество и исповедуют христианство. Андриан попытался совратить их с христианского пути и заставить поклониться богине Артемиде - сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Но они твёрдо исповедовали свою веру в Христа.

Тогда император приказал подвергнуть дочерей пыткам на глазах их матери. Девочки чудесным образам перенесли мучения невредимыми, и их велели казнить. Софию император оставил в живых, обрек на страдания сердцем.

Св. мученицы София и ее дочери Вера, Надежда, Любовь

Похоронив тела дочерей, София на третий день скончалась на их могиле.

В VIII веке мощи святых были отправлены из Рима в Эльзас, где, в церкви Эшо (Eschau), они находятся и сейчас.

Почитание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии издавна широко распространено на Руси.

При переводе на русский язык греческой версии жития произошла замена греческих имен отроковиц матери Софии – Пистис, Елпис и Агапи. Им подобрали эквиваленты на славянском языке – Вера, Надежда и Любовь.

София в переводе с греческого – мудрость.
В богословском понимании «Святая София» - премудрость Божия, то есть олицетворённая мудрость Бога. «Вера - Надежда - Любовь» - три добродетели, которые имеют огромное значение для христиан.

Надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство.
Надежда выражает идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божьих и убежденности в справедливости и милосердии Божьем.

Вера - обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Это - уверенность в духовных способностях человека, в добре и силе Божьих, это - разумное согласие и доверие к обещаниям и дарам Божьим.
Вера определяется как соединение человека с Богом, как уверенность в «воссиянии благодати» и благости личной судьбы, препорученной промыслу Божьему.

Любовь в христианском понимании - любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки и преступления. Христианин, прежде всего, любит Бога, затем ближних своих «как самого себя» и себя как творение Божие и Его образ.
Любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого доброго чувства. Надо научиться так любить Бога, чтобы это чувство наполнило и преобразило все наше существо - озаряло мысли, согревало сердце, направляло волю и все наши поступки. Пожалуй, можно сказать, что Любовь главная из трех основных христианских добродетелей.

По материалам Лабутиной И.К.

Церковь Софии, впервые упоминаемая в летописи под 1351/1352 г., существовала и раньше. Об этом свидетельствует текст летописи, где говорится о строительстве новой деревянной церкви. В трех летописях это событие обозначено разными, хотя и близкими, датами (П1Л – 1351/1352 г., П2Л – 1356/1357 г., П3Л – 1353/1354 г.).

Фрагмент плана Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулевича-Казарина "Новые данные по топографии города Пскова"
Объекты связанные с крепостным строительством:
II – Перси;
III – Гребля;
V – костер в торгу (костер на верху Великих врат каменных);
VI – Домантова стена;
XVIII – костер над Псковою на Крому (против Лубянского всхода);
XXIV – костер на Персях от Великой реки;
XXV – Великие ворота в городе на Крому;
XXVI – Малые ворота в городе на Крому;
XXVII – охабень;
XXX – захабень;
XXXI – Смердьи ворота
Частные топографические объекты:
2 – Смердий мост над Греблею;
3 – мост на Пскове;
4 – Радчин всход;
6 – мост над Греблей на Кром к Троице;
8 – погреба в охабне
Церкви приходские:
2 – Дмитрия в Домантове стене;
4 или 10 – Воскресения Иисуса Христа в Домантове стене;
5 – Феодора Стратилата;
7 – Власия в Торгу;
12 – Благовещения Богородицы;
14 – (4. 10?) возможно Софии;
15 или 19 – Покрова Богородицы в Домантове стене;
17 – Кирила у Смердия моста над Греблею;
19 или 19а - сошествие св. Духа в Домантове стене;
21 или 15 – Рождества Иисуса Христа в Домантове стене;
35 – Алексея в Домантове стене;
36 – возможно входа в Иерусалим;
37 – не атрибутируется (Тимофея? Афанасия?)

Можно с достаточной уверенностью отвергнуть дату П2Л, где просто сведены два сообщения о церкви Софии 1351/1352 (1353/1354) г. и 1356/1357 г. (об устройстве в ней собора), раздельно приведенные в других летописях.

Время создания и точное место церкви не определено. По источникам XVI–XVII в.в. известно, что у церкви был придел во имя Симеона. В конце XVIII в. церковь имела муравленую главу и «постенное письмо».

По описанию 1699 г. церковь Софии имела каменный притвор и две паперти: против западных и южных дверей. На алтарной стене имелась колокольня на трех столбах. В описании есть замечание, важное для определения места церкви: «Да в другой паперти, что у Городовой стены образ Одигитрии с младенцем».

Общий план раскрытых раскопками каменных сооружений по В.Д. Белецкому
I-II – фрагменты здания средневекового владычного архива
III — поповская изба XV в.
IV – остатки "гражданской постройки" (XII-XIII веков) и "караульного помещения" (XIII века)
1 – церковь Воскресения Христова – 1395 г.
2 – церковь Георгия – 1269 г.
3 – церковь Кирилла над Греблей – 1374 г.
4 – церковь Тимофея Газского – 1268 г.
5 – церковь Дмитрия Солунского – XII в.
6 – церковь Федора Стратилата – 1272 г.
7 – церковь Алексея Митрополита – XVI в.
8 – церковь Покрова Богородицы – 1352 г.,1398 г.
9 – церковь Рождества Христова – 1383 г.
10 – церковь Николы над Греблей – вторая половина XIV в.
11 – церковь Сошествия Святого Духа – 1383 г.

Следовательно, одна из папертей находилась у Городовой стены, и церковь Софии нужно искать поблизости от стен Домантовых укреплений. Название церквей, находившихся у восточной стены Домантова города, известны. Софийской среди них нет.

Из храмов, раскрытых раскопками, неопознанными остаются 1, 2 и 4. Неизвестны также по названию церкви в южной части Домантовой стены, показанные на плане 1740 г. и на иконе из часовни Владычного Креста.

Ближе всего к стене находится церковь, не изучавшаяся раскопками, но отмеченная на плане и иконах. Она расположена недалеко от Торга, а нельзя забывать, что церковь Софии была патрональным храмом псковских купцов.

Будучи вторым (во время учреждения) собором Пскова, Софийская церковь должна была по размерам и убранству соответствовать своему назначению. В этом смысле обращают на себя внимание храмы 1 и 2, раскопанные в северо-западной части Домантовой стены.


Макет Довмонтова города

Оба имели приделы и паперти и были богато убраны внутри (остатки живописи на стенах, штукатурка с фрагментами фресок и т. д.). Ближе к стене находился храм 1, стоявшей на берегу Гребли.

Летопись упоминает о церкви Софии неоднократно.

В 1351/1352 (1353/1354) г. псковскими купцами поставлена новая деревянная церковь Софии. При ней в 1356/1357 г. был «учинен» второй собор в Пскове. В 1415 г. «благословениемь служителя святых мучениць, Ивана священника Хахиловича, а повелением купецких старост Андрея Тимофеевича и Осея и всех купцов».

Строил церковь мастер Еремей. В 1464/1465 г. храм был побит железом «повелением... старосты купецького Якова Ивановича Кротова и всех рядовичь купцов». В 1504 г. церковь упоминается в числе псковских соборов в послании митрополита Симона.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru