Церковь Софии и чад ее
| |||
---|---|---|---|
Церковь Софии и чад ее в Домантове стенег. Псков, Довмонтов город, территория Кремля Мученицы София и ее дочери Вера, Надежда, Любовь пострадали в Риме в царствование императора Адриана во II веке. Оставшись вдовой, София вела жизнь благочестивую и так же воспитывала своих дочерей. Вере было 12 лет, Надежде 10, Любови 9. Императору донесли, что София и ее дочери отвергают язычество и исповедуют христианство. Андриан попытался совратить их с христианского пути и заставить поклониться богине Артемиде - сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Но они твёрдо исповедовали свою веру в Христа. Тогда император приказал подвергнуть дочерей пыткам на глазах их матери. Девочки чудесным образам перенесли мучения невредимыми, и их велели казнить. Софию император оставил в живых, обрек на страдания сердцем.
Св. мученицы София и ее дочери Вера, Надежда, Любовь Похоронив тела дочерей, София на третий день скончалась на их могиле.В VIII веке мощи святых были отправлены из Рима в Эльзас, где, в церкви Эшо (Eschau), они находятся и сейчас. Почитание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии издавна широко распространено на Руси. При переводе на русский язык греческой версии жития произошла замена греческих имен отроковиц матери Софии – Пистис, Елпис и Агапи. Им подобрали эквиваленты на славянском языке – Вера, Надежда и Любовь. София в переводе с греческого – мудрость. Надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Вера - обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Это - уверенность в духовных способностях человека, в добре и силе Божьих, это - разумное согласие и доверие к обещаниям и дарам Божьим. Любовь в христианском понимании - любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки и преступления. Христианин, прежде всего, любит Бога, затем ближних своих «как самого себя» и себя как творение Божие и Его образ.
По материалам Лабутиной И.К. Церковь Софии, впервые упоминаемая в летописи под 1351/1352 г., существовала и раньше. Об этом свидетельствует текст летописи, где говорится о строительстве новой деревянной церкви. В трех летописях это событие обозначено разными, хотя и близкими, датами (П1Л – 1351/1352 г., П2Л – 1356/1357 г., П3Л – 1353/1354 г.).
Фрагмент плана Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулевича-Казарина "Новые данные по топографии города Пскова" Можно с достаточной уверенностью отвергнуть дату П2Л, где просто сведены два сообщения о церкви Софии 1351/1352 (1353/1354) г. и 1356/1357 г. (об устройстве в ней собора), раздельно приведенные в других летописях.
Время создания и точное место церкви не определено. По источникам XVI–XVII в.в. известно, что у церкви был придел во имя Симеона. В конце XVIII в. церковь имела муравленую главу и «постенное письмо». По описанию 1699 г. церковь Софии имела каменный притвор и две паперти: против западных и южных дверей. На алтарной стене имелась колокольня на трех столбах. В описании есть замечание, важное для определения места церкви: «Да в другой паперти, что у Городовой стены образ Одигитрии с младенцем».
Общий план раскрытых раскопками каменных сооружений по В.Д. Белецкому Следовательно, одна из папертей находилась у Городовой стены, и церковь Софии нужно искать поблизости от стен Домантовых укреплений. Название церквей, находившихся у восточной стены Домантова города, известны. Софийской среди них нет. Из храмов, раскрытых раскопками, неопознанными остаются 1, 2 и 4. Неизвестны также по названию церкви в южной части Домантовой стены, показанные на плане 1740 г. и на иконе из часовни Владычного Креста. Ближе всего к стене находится церковь, не изучавшаяся раскопками, но отмеченная на плане и иконах. Она расположена недалеко от Торга, а нельзя забывать, что церковь Софии была патрональным храмом псковских купцов.
Будучи вторым (во время учреждения) собором Пскова, Софийская церковь должна была по размерам и убранству соответствовать своему назначению. В этом смысле обращают на себя внимание храмы 1 и 2, раскопанные в северо-западной части Домантовой стены.
Макет Довмонтова города Оба имели приделы и паперти и были богато убраны внутри (остатки живописи на стенах, штукатурка с фрагментами фресок и т. д.). Ближе к стене находился храм 1, стоявшей на берегу Гребли. Летопись упоминает о церкви Софии неоднократно. В 1351/1352 (1353/1354) г. псковскими купцами поставлена новая деревянная церковь Софии. При ней в 1356/1357 г. был «учинен» второй собор в Пскове. В 1415 г. «благословениемь служителя святых мучениць, Ивана священника Хахиловича, а повелением купецких старост Андрея Тимофеевича и Осея и всех купцов». Строил церковь мастер Еремей. В 1464/1465 г. храм был побит железом «повелением... старосты купецького Якова Ивановича Кротова и всех рядовичь купцов». В 1504 г. церковь упоминается в числе псковских соборов в послании митрополита Симона.
Назад    Вверх страницы |
|||
|