Церковь Рождества Иисуса Христа
| |||
---|---|---|---|
Церковь Рождества Иисуса Христа в Домантове стенег. Псков, Довмонтов город, территория Кремля
Рождество Христово (в Русской православной церкви Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; у старообрядцев Рожество Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют 25 декабря по юлианскому календарю.
«Рождество Христово», икона Андрея Рублёва Константинопольская, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по ново-юлианскому календарю. Католическая церковь — 25 декабря по григорианскому календарю. Древние восточные церкви — 6 января. История появления праздника В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления — 6 января. Около 200 года о такой практике упоминает Климент Александрийский. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. По одной из версий, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря. Даты празднования в различных церквях Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря. Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарем, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».
«Рождество Христово» Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.
Церковь Рождества Иисуса Христа в Домантове стене расположена в восточной части этой территории, севернее церкви Покрова Богородицы. Местоположение определяется по названию Рождественской батареи и летописному известию о постройке церкви Покрова между церквями Рождественской и св. Духа. Фрагмент плана Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулича-Казарина «Новые данные по топографии города Пскова Одна из церквей, изображенных в ряд у восточной стены Домантова города на иконе Сретение Богородицы и Печерской, является церковью Рождества Христова. В 1387/1388 гг. была заложена каменная церковь. В 1401 г. здесь был погребен посадник Захарий Костроминич. Его гробница сохранялась в церкви еще в 1699 г. Возможно, к этой церкви относится свидетельство 1432 г. о покрытии храма чешуей и устройстве нового притвора.
Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова)
До недавнего времени церковь находилась под насыпью Рождественской батареи. Общий план раскрытых расколками каменных сооружений по В.Д. Белецкому В настоящее время она раскрыта раскопками. При атрибуции храмов в этой части Домантовой стены важно учесть ряд признаков церкви Рождества, указанных в описании 1699 г.: придел (Образа Нерукотворного), фресковая живопись (вверху), притвор на правой стороне, паперть, погреб под приделом.
Макет Довмонтова города
Слева на право церковь Николы над Греблей, церковь Рождества Христова, церковь Покрова Богородицы, церковь Сошествия Святого Духа Кроме того, на западной стене была колокольня каменная «о трех столбах», а на полатях в церкви – палатка с ларцом, где хранились церковные документы. В.Д. Белецкий считает, что описанию 1699 г. соответствуют остатки храма № 10. Но этому противоречат данные описи 1701 г.
Церковь Рождества Иисуса Христа. Фото: июль 2014 год
Назад    Вверх страницы |
|||
|