Церковь Воскресения Иисуса Христа
| |||
---|---|---|---|
Церковь Воскресения Иисуса Христа в Домантове стенег. Псков, Довмонтов город, территория Кремля
Воскресение Господне – центральное событие христианской веры, ее краеугольный камень. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и вера в Бога, в силу добра и правды, возможно, была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни православного христианина. Светлое Воскресение Христово, Пасха – древнейший христианский праздник.
Молитвы к Нему следует начинать с благодарности за великий дар вечной жизни в Царствии Божием, Которую Он даровал нам всей Своей земной жизнью, Честным и Животворящим Его Крестом, Его Воскресением, дав каждому возможность искупления и указав путь, по которому следовать. Воскресение Господне На иконе Воскресение Христово – Сам Господь, Сын Божий. А в дни празднования Святой Пасхи, на утренней молитве, хорошо читать до того, как высказать Богу свои просьбы, еще и Воскресную песнь. В этой песне есть главное, о чем нам следует помнить, – Жизнодавче Христе, дающий Жизнь Христос, своим Распятием искупил наши грехи – тех, кто жил и живет сейчас и кто за нами придет в мир. Так что, перед тем как обратиться к Нему с молитвой о своем, напомним себе, какой великий подвиг совершен Им для того, чтобы мы имели жизнь вечную.
По материалам Лабутиной И.К. Это один из древнейших храмов Пскова, возникший, вероятно, еще в XIII в. если не ранее. Он может быть датирован по своему приделу – церкви Георгия. Если последний был построен в конце 60–70-х годах XIII в., то церковь Воскресения возникла еще раньше. Приводились сведения, подтверждающие существование придела в XVI–XVII в.в. Но есть основание говорить и о более раннем времени. Во-первых, в известии 1548 г. ПЗЛ о постройке каменной церкви в Домантовой стене есть упоминание попа этой церкви и ее церковной казны. Это говорит в пользу существования церкви до 1548 года.
Фундамент церкви Воскресения Иисуса Христа Во-вторых, о существовании Георгиевского придела в XV в. может свидетельствовать приписка на Минее 1424 г., списанной к святому великомученику Христову Георгию. Дата списания минеи указана в приписке. Там же упоминается, что эта книга была списана при старостах Стефане Ляве и Тимофее Тилке, «замышлением раба божия Тимофея Васильевича и всех сусед святого Георгия». Тимофей Васильевич, «замышлением» которого была списана богослужебная книга, был крупной фигурой в Пскове. Он упоминается документами и летописями в период 1448–1471 г.г. (то как Власьевич, то как Васильевич). Под 1465 г. есть упоминание и о старосте Тимофея Васильевича: «побиша железом всю церковь святого Воскресения, повелением раба божия старосты Тимофея посадника Власиевича». Если Тимофей Васильевич (Власьевич) был старостой церкви Воскресения, то вполне естественно его участие в приобретении и списании книг для придельной Георгиевской церкви, отмеченное в записи на книге 1424 г. Неисключено также, что Тимофей Тилка и Тимофей Васильевич (Власьевич) – одно и тоже лицо. Эти два имени одновременно не встречаются, кроме записи в книге, списанной для церкви Георгия. Контекст записи не противоречит предположению о Тимофее Тилке и Тимофее Васильевиче как одном лице. Очень часто именно старосты финансировали переписку книг или вносили книги в церковь. Итак, в 60-х годах XV в. степеннный посадник Тимофей Васильевич был старостой церкви Воскресения и одним из влиятельных прихожан церкви Георгия. Учитывая, что объединение соседей имело как моральную, так и экономическую основу, возможно предположить традиционность связей семьи Тимофея Васильевича с Воскресенским приходом и считать упоминаемую в 1424 г. церковь Георгия приделом Воскресенской церкви.
Фундамент церкви со стороны Персей О существовании самой церкви Воскресения имеются достоверные данные, относящиеся к началу XIV в. Церковь имела придел Георгия, построенный, вероятно, не позднее начала XV в. По описанию 1699 г. можно судить, что у главной и предельной церквей были каменные паперти. К церковной паперти была «приделана» каменная колокольня с четырьмя колоколами. В приделе Георгия описью 1699 г. упомянута гробница благоверного князя Георгия (у правого крылоса). Трудно сказать, какой князь имеется ввиду.
Юрий Витовтович, похороненный псковичами с большими почестями в 1349 г., был положен в церкви Троицы. Возможно, в связи с постройкой Троицкого собора в конце XVII в. гробница князя была временно перемещена в церковь Воскресения. Церковь была упразднена в 1793 г. и оставлена на ряду с Димитриевской и Мироносицкой в ведении епархиального начальства. Она, возможно, как и Димитревская, не разбиралась еще много лет. Во всяком случае, церковь должна была попасть на планы XVIII в.
Фрагмент плана Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулича-Казарина "Новые данные по топографии города Пскова"
На плане конца XVIII в. в Домантове стене изображены три приходских церкви, одна из которых определенно Димитревская, а две другие показаны западнее, в северо-западной части Домантовой стены. Вероятно одна из них - Воскресенская. На иконе Жиглевича XVIII в. в Домантове стене обозначена лишь одна церковь, помещенная в центре западной части этой территории, и она сопровождается надписью «Воскресение».
Икона Жиглевича На иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста сохранились остатки надписи над церковью в северной части Домантовой стены. Остатки этой надписи («хра…кре…») переданы на копии Горностаева.
Фрагмент изображения Пскова на иконе из часовни Владычного креста. Копия с литографии, выполненной И.И. Горностаевым в 1859 г. по собственной прориси. Надписи не даются Некоторое пространственное искажение не поволяет точно соотнести данные икон и плана конца XVIII в. Но несомненно, что церковь Воскресения находилась в северо-западной части Домантовой стены. На плане 1740 г. здесь показаны две церкви, одна из которых должна быть Воскресенской (по отношению с данными икон и свидетельствами о существовании церкви в это время).Попытаемся сравнить приведенные данные с материалами археологических раскопок. В северо-западной части Довмонтова города обнаружено три храма.
Общий план раскрытых раскопками каменных сооружений по В.Д. Белецкому Один из них (3) не может быть искомой церковью, так как не имеет придела. Храмы 1 и 2 – здания крупных размеров и оба имеют приделы; планы этих храмов повторяют в общих чертах контуры церквей, обозначенных на плане 1740 г.
Однако следует заметить, что приделы известны у ряда церквей в Домантове стене: Кира и Иоанна у церкви Николы на Гребле, Семиона у церкви Софии, Образа Нерукотворного у церкви Рождества, Иоакима и Анны у церкви Входа в Иерусалим.
Макет Довмонтова города
Церковь Воскресения Иисуса Христа Церковь Рождества Христова, как выяснено выше, находилась в восточной части Домантовой стены, а с 1701 г. остатки ее вошли в конструкцию Рождественской батареи. Церковь входа в Иерусалим по данным XVIII в. находилась южнее, у консистории. Следовательно один из храмов может считаться Воскресенским, другой – Софийским или Никольским. В описании церкви Софии, относящемся к 1699 г., важно замечание: «Да и в другой паперти, что у Городовой стены, Образ Одигитрии с младенцем». Это замечание заставляет искать церковь Софии где-то рядом со стеной, но никак не в центре Домантова города. Храмы 1 и 2 особенно удалены от стен, и, возможно, Софийского среди них нет. В.Д. Белецкий пришел к выводу, что храм 1 был посвящен Николе (Никола с Гребли), но ряд факторов противоречат такой атрибуции. Остатки храмов 1 и 2 в общем соответствуют описанию церкви Воскресения в источнике 1699 г. Дополнительные археологические признаки (остатки настенной росписи в храме 1, находки поливных лемехов и обломков фресок в храме 2, остатки деревянного здания на позднем существовании храма 2) не помогают окончательно определить, какой из двух храмов был Воскресенским. Церковь Воскресеня Христова была разобрана в первой половине XIX века. В ее руинах удалось собрать фрагменты росписей и восстановить из многих сотен обломков запрестольную композицию "Поклонение Жертве" или "Служба Святых отцов", части других сцен и отдельные лики. Церковь Воскресения, известная с начала XIV в., в 1395 г. была отстроена в камне. В 1465 Г. она была покрыта железом, и работы эти, проводились по распоряжению старосты посадника, Тимофея Васильевича. Возможно, что в 1386/1387 г.г. был построен каменный придел во имя Георгия.
Назад    Вверх страницы |
|||
|