Монастырь Спаса Надолбин

Назад

Монастырь Спаса Надолбин

г. Псков, ул. Олега Кошевого, во дворе д. 3

Преображение Господне (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас).

Празднуется Православной церковью 6 августа по юлианскому или же 19 августа по григорианскому календарю. В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). В Армянской Апостольской Церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа.

Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий, причём описания эти очень похожи.

Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться.

Преображение Господне. (Икона, Новгород, XV век)

Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме».

Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».

Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое.

Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».


Подробных данных о топографии монастыря источники не сообщают. Из свидетельства 1480 г. П1Л узнаем, что немцы, расположившиеся станом на Завелицком поле и в Стефановском монастыре, усердно пытались овладеть Запсковьем, подъезжая к нему в «снеках» боевых и «поушками бьючи и со иным замышлением».

Псковичам удалось отбить одну немецкую шнеку, а другую уничтожить «под святым Спасом Надолбина монастыря» (П1Л). Отсюда следует, что монастырь находился на Запсковье, недалеко от берега Великой. П2Л сообщает некоторые дополнительные подробности происходившего.

Решительная схватка с немцами и пленение шнеки произошли после того как немцы «межю святого Лазаря и святого Спаса в логоу прставше, хотеша на брег вылести». Следовательно, монастырь Лазаря также находился на Запсковье, а между монастырями находился лог.

Точное месторасположение Спаса Надолбина монастыря определяется с помощью изобразительных источников и планов.

Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова).
56 – Церковь преп. Варлаамия Хутынского:
57 – Воскресенский монастырь;
58 – Спаса Надолбин монастырь;
59 – Церковь св. Отец;
60 – Ильинский монастырь;
61 – Церковь Нерукотворного Образа;
62 – Церковь св. Козьмы и Дамиана с Примостья

На иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста он показан в ряду других церквей и монастырей, расположенных вдоль главной улицы Запсковья (Большой), между Воскресенским и Ильинским монастырями, ближе к последнему.

Справа, над изображением монастыря, - надпись «Спаскои мнтр». На иконе Псково-Печерского монастыря эта же церковь в ограде (как обычно назывались монастыри) несколько отодвинута вглубь от улицы, как и Ильинский монастырь.

Сравнение изображения на иконе Владычного Креста с планом 1740 г. позволяет найти церковь на более точно выполненном плане.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 г.г. действительным членом ПАО Ф.А. Ушаковым.
6 – Нерукотворного Образа;
7 – Святоотецкий;
8 – Св. Пророка Ильи;
9 – Козьмы и Дамиана у Примостья;
10 – Спаский Надолбин монастырь;
11 – Воскресенье со Стадища

По мнению Лабутиной И.К., атрибуция церкви как Спасской Надолбина монастыря, предложенная Окулевичем-Казариным, бесспорна. Она подтверждается рядом планов XIX в.

На плане 1821 г. церковь Спаса Преображения показана на Спасской улице, недалеко от ее пересечения с Нарвской.

Фрагмент плана Пскова 1821 года

К 1831 г. церковь была уже разобрана. Место фундаментов отмечено Годовиковым на плане 1857 г., а чертеж церкви, найденный в бумагах губернского архитектора ф. Ябса, также вошел в состав атласа.

Итак, Спасский Надолбин монастырь находился на Запсковье, примерно (по плану 1857 г.) в 65 саженях (около 136 м) к северо-западу от монастыря Ильи и в 170 саженях (около 357 м) к востоку от устья Псковы, недалеко от края подпойменной террасы Псковы.

Схема расположения ближайших к Пскову монастырей XIV-XV в.в. За топографическую основу принят план Пскова 1821 года
19 – Воскресения на Запсковье;
20 – Ильи на Запсковье;
27 – Спаса Надолбин

Поскольку время основания монастыря неизвестно, трудно говорить о его соотношении с городом и посадом в момент возникновения.

В 1480 г. посад на Запсковье распространился довольно широко, оставив монастырь в глубине территории, огороженной стеной 1465 г.

Название монастыря – «Надолбин» - объяснить не удается. По Срезневскому, «надолб», «надолба» - опускная колода у ворот, тын, городская ограда.

Каким надолбам обязан своим названием монастырь сказать трудно. Не исключена возможность, что в названии монастыря отразилось прозвище основателя.

В настоящее время остатки монастырских построек на поверхности не сохранились. Сравнение данных Годовикова с расположением современных построек позволило Лабутиной И.К. (руководитель раскопок в 70-х гг. XX века) предположить, что фундаменты монастырских построек находятся на территории школы № 3 (ныне школа № 6), стоящей на ул. Олега Кошевого (бывшая Спасская).

Но если мы внимательно изучим карту Ушакова и Окулевича-Казарина, на которые ссылается И.К. Лабутина, считая, что им можно доверять, то увидим, что Ильинская церковь, монастырь Спаса Надолбин и Воскресенская церковь расположены почти на одной линии друг за другом.

Если посмотрим на современную карту города, то увидим, что школа № 6 (в прошлом общеобразовательная восьмилетняя школа № 3) расположена гораздо севернее описываемого места и не соответствует приведенным выше данным: примерно (по плану 1857 г.) в 65 саженях (около 136 м) к северо-западу от монастыря Ильи и в 170 саженях (около 357 м) к востоку от устья Псковы, недалеко от края подпойменной террасы Псковы.


Схема выполнена в масштабе: 1:5000 ( в 1 см 50 м).

Красная линия четко ведущая от устья Псковы на восток в отличие от синей линии, ведущей на северо-восток в направлении школы, указывает другое месторасположенние монастыря, и более соответствует приведннным выше данным, поэтому есть предположение, что монастырь мог располагаться во дворе дома № 3 по ул. Олега Кошевого (бывшая Спасская).


На современной карте кружочком обозначено предполагаемое месторасположение монастыря Спаса Надолбин. Фото: зима 2014 год

В то же время на территории школы № 6 через дорогу от дома у мешка находятся развалины подземного сооружения. Возможно оно каким-то образом связано с расположением монастыря.


Развалины подземного сооружения

Возможно под современными бетонно-арматурными перекрытиями и скрыты руины древних строений. Можно только надеяться на археологов и их возможности.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru