Церковь Богоявления в Бродах

Назад

Церковь Богоявления в Бродах

г. Псков, пересечение улиц Воровского и Красных партизан

Один из важнейших христианских праздников во всём православном мире отмечали - Крещение Господне. Второе название этого замечательного праздника - Богоявление. Это один из самых древних христианских праздников - его отмечали ещё при жизни апостолов Иисуса Христа.

Вначале этот праздник носил название "Эпифания" (Явление), или же, немного позднее "Теофания" (Явление Бога). На Руси этот праздник часто называли "Светы", потому что в этот день при крещении Сына Божьего Иисуса Христа Бог явил миру Свет Неприступный.

Крестил Иисуса Иоанн Предтеча, праведный проповедник, которого к миссии крестить людей и готовить их к ожиданию прихода Мессии призвал из пустыни Бог. По факту крещения Христа Иоанном Предтечей, пустынного проповедника именуют также и Крестителем.

Икона Крещение Господне (Богоявление)

Икона "Крещение Господне" практически дословно описывает события, при которых был крещён Спаситель. Все четыре евангелиста, описывая само событие крещения Сына Божьего, практически дословно одинаково рассказывают о произошедшем чуде.

На иконе "Крещение Господне" изображена река Иордан близ мелководного брода Вифавары, где, по преданию и крестил Сына Божьего Иоанн Предтеча. Вифавара известна ещё и тем, что неподалёку от неё находится гора, с которой вознёсся на небо на огненной колеснице пророк Илия.

Обязательными участниками иконы "Крещение Господне" являются Бог - Отец и Святой Дух. Ведь неслучайно второе название этого великого праздника - Богоявление, т.е. момент, когда Бог одновременно явил человечеству свои три ипостаси: Бога - Отца, Бога - Сына и Святого Духа.

Бог-Отец свидетельствовал о себе Гласом с Небес, Бог-Сын - Иисус Христос, принимающий крещение от Иоанна Предтечи, и Святой Дух в традиционном обличии белого голубя.

Само принятие крещения Сыном Божьим глубоко символично - таким способом Он становится одним из нас, принимая на себя грехи человечества и показывая всем людям возможность обретения Царствия Небесного.

Недаром Иоанн Предтеча сомневался в том, что именно он должен покрестить Христа: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Однако Иисус ответил ему: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Так в смирении всемогущий Господь указывал людям путь к спасению своей души.

В православной традиции, в навечерие Крещения, было принято освящать воду, в том числе и в специально вырубленных крестообразных прорубях, так называемых "иорданях", названных в честь священных вод великой реки.

Вся освященная вода считается целебной, поэтому и встарь и сейчас широко распространён обычай купаться в прорубях на праздник Крещения. Окунаясь в воду в Крещение, человек смывает с себя грехи, становится чище и телом и душой, недаром в этот светлый праздник духовенство носит белые одежды.


Местность, где располагалась церковь Богоявления, называлась в старину Бродами. Это был один из живописнейших участков старого Пскова.


Псков. Река Пскова, Гремячая гора и островки. Конец XV в. Слева направо: мельницы на островках, ц. Пятницы в Бродах, ц. Богоявления в Бродах, мостки и лавицы через Пскову, Гремячая гора с монастырём Козьмы и Демьяна. На заднем плане: стена Среднего города, Кром и Троицкий собор. Ещё не построены стена вокруг Гремячей горы (1507), Козьмодемьянская (Гремячая) башня (1525) и Верхние решётки через Пскову (1517)

В глубокой древности река Пскова здесь была очень широкой, но затем у высокого, пробитого рекой в скале левого берега она намыла ряд песчаных островов, превратившихся через некоторое время в плоское низкое место, названное псковичами Подгорьем, которое застроилось мельницами, банями, разного рода «варницами», трепальнями, кожевенными мастерскими и маленькими скромными двориками самых небогатых посадских людей.

В XVII веке среди этих построек появились каменные здания промышленных мастерских и небольшие каменные подызбицы. Над низкой, дробно измельченной деревянной застройкой Подгорья, изрезанной узкими улочками и переулками, высился высокий скалистый обрывистый берег, по краю которого выстроились один за другим храмы и монастыри с каменными церквами.

Броды издревле были очень важным местом: до возведения моста через Пскову здесь была переправа.

В Бродах на высоком левом берегу реки Псковы, примерно в 35 саженях к востоку от угловой башни Среднего города, находилась приходская церковь Богоявления, построенная в 1443 г. «противъ мелниць».

Обширный, сложный по композиции, богато убранный храм Богоявления стоял на скрещении улиц у Высокого моста через Пскову, игравшего важную роль в древнем Пскове.

К спуску на мост из Окольного города подходила ныне не существующая Бродская улица от полевых Петровских ворот (на карте Ушакова Ф.А. - Старая Новгородская улица, обозначенная красным цветом), Луцкая улица (ныне Красных партизан) — прямо из Большого ряда Нового торга (обозначена зеленой линией), и улица из Песков — района теперешних Лапиной горки и «Солодежни» (ныне - ул. Воровского, обозначена синей линией).

Церковь Богоявления в бродах была одной из первых приходских церквей на Полонище. Она возникла еще до возведения крепостных укреплений в этой части посада.

Главы храма были покрыты ярко-желтой поливной черепицей, барабан украшен изразцовым поясом с надписью, притвор — большим резным каменным крестом, вложенным в нишу в стене галереи, и наружными фресковыми росписями.

На рисунке Ю.П. Спегальского - вид от Кстовской башни Среднего города. Видны две церкви на высоком берегу реки Псковы в районе современного Финского парка. Первая от башни - церковь Богоявления в Бродах. Во время Северной войны по приказу Петра I церкви были засыпаны землей с целью возведения бастионов. Вдалеке на другом берегу видна Космодемьянская (ныне Гремячая) башня.

Остатки сломанной церкви погребены под земляной насыпью Богоявленской батареи. Ее высокую горку можно видеть и сейчас и даже подняться на нее для обозрения окрестностей.

Этот храм, построенный в XVI веке на месте более старого, относившегося к 1443 году, был засыпан землей при фортификационных работах в 1701 году. По просьбе Никифора Ямского, в палатах которого жил в то время Петр I, южный придел храма оставили не засыпанным, но за XVIII век и он разрушился. «Церковь Богоявления в Бродех» упразднена в 1786 году.

Хотя храм не сохранился до наших дней, но его местоположение определяется по показанным на плане 1740 г. одноименным батарее и воротам.

На схеме Пскова, снятой со старинной иконы хранившейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова), церковь Богоявления в Бродах обозначена цифрой 29, рядом с церковью иконы Казанской Божьей матери (№ 30).

Историческая справка

В сентябре 1898 г. завершилась разборка деревянного, так называемого «Американского» моста через Пскову между Торговой площадью и Примостьем па Запсковье и началась сборка нового железного моста. Он ставился немного выше прежнего, и для поднятия мостовой при подъездах к нему пришлось произвести подсыпку земли. По распоряжению городской управы её стали брать из вала, насыпанного при возведении в 1701 г. бастиона на крутом левом берегу Псковы вдоль Верхне-Петропавловской (ныне - Воровского) улицы неподалёку от спуска с улицы Казанской (Красных Партизан) к Гельдтовой бане.


Вид на церковь со стороны улицы Воровского

27 сентября 1898 г. «Псковский городской листок» сообщил, что при выемке земли из вала находили кости, и замечал: «Здесь когда-то стоял Псковский укреплённый городок с небольшой церковью и кладбище» (ПГЛ, 1898). Уже тогда газета заговорила о необходимости раскопок па этом месте. Вывоз земли оттуда продолжался весной следующего года, и наблюдение за её выемкой стал вести секретарь ПАО Фёдор Алексеевич Ушаков. Неожиданно открылись остатки древнего храма.


Вид на церковь со стороны Финского парка

В 1701 г. Император Пётр I засыпал оборонительным валом несколько церквей на р. Пскове и в том числе церковь Богоявления в Бродах. По плану г. Пскова 1740 г., хранящемуся в архиве инженерного департамента, на засыпанной церкви Богоявления в Бродах под номерами 13 и 14 показана Богоявленская батарея, возведённая Петром I...

Эта церковь не только стала подножием петровской батареи, но в ней самой был устроен пороховой склад, который во время пожара 1710 года взорвался и разрушил церковь.

Тогда при раскопках углубили образовавшуюся нишу и обнаружили два каменных креста, служившие наружным украшением стен храма. Оба креста эти высечены из дикой плиты и, по всем вероятиям, представляют собою древние памятники на курганах христианской эпохи, весьма часто встречаемые и ныне, как в Псковском, так и в других уездах. При одном из крестов имеются изображения на стене четырёх евангелистов. Надписи па самом кресте сохранились частично «1С. ХС», па другом кресте у входа в церковный придел лучше сохранилась надпись 1с. Хс. Црь Свы. Эти буквы на подобных крестах расшифровываются так: «Иисус Христос – Царь Славы». При раскопке внутренней части придела оказалось, что своды его обрушены, под грудой плиты найдена была часть изразчатой лежанки с разбитыми изразцами.

Раскопки происходили под наблюдением Псковского археологического общества (ПАО) Федора Алексеевича Ушакова. Вход в нишу прикрыли деревянным навесом. В июне возле входа в храм обнаружили колонну, а также еще одну стену с крестом. Возникшую тогда идею о постройке часовни возле этого места ПАО так и не смогло осуществить.

Ввиду такой древности отрытого храма, председатель Общества телеграфировал о находке Председателю Императорской археологической комиссии и просил Псковского губернатора принять меры к ограждению найденной стены от посетителей, разрушающих и без того едва сохранившуюся фреску на открытой стене Храма» (Журнал заседания, 1899).

Недалеко от этого места — сбоку современного рынка (с восточной его стороны) можно увидеть остатки стены Среднего города.

И.К. Лабутина в своей книге 2 Историческая топография Пскова XIV-XV вв. привела сведения о трёх Богоявленских церквях, располагавшихся компактно по обоим берегам Псковы. Сохранилась лишь одна - на Запсковье, а две левобережные исчезли. Первая из них находилась в Кстове, во внутреннем углу стены Среднего города. Записи Псковской 3-й летописи за 6905 (1397) г. и 2-й летописи за 6906 (1398) г. о постройке каменной церкви «святое Богоявление» она относит к этой церкви (Лабутина, 1985, с.195, 196, 221-222, 224-225). Так что не её обнаружили в 1898 г.

Другую Богоявленскую церковь над левым берегом Псковы - «в Бродах» - освятили 1 ноября 6952 (1443) г., когда шла активная застройка Полонища (Окольного города), хотя оно ещё не было прикрыто пятым кольцом крепостных укреплений.


Подробнее о раскопках церкви Богоявления в Бродах здесь: Левин Н.Ф. Первые археологические раскопки в Пскове

На карте ниже церковь обозначена цифрой 1.

1. Церковь Богоявления в Бродах (Богоявленская батарея)
2. Церковь Пятницы в песках (Пятницкая батарея)
3. Саввинская батарея
4. Церковь Благовещения в песках (Благовещенская батарея)
5. Церковь Николы в песках (Песицкий бастион - Лапина горка)
6. Михайловский бастион

7. Улица Никольская - Ивановская - Гоголя
8. Улица Луцкая - Казанская - Красных Партизан
9. Улица Большая - Губернаторская - Некрасова
10. Улица Михайловская - Спегальского
11. Улица Верхне-Петропавловская - Воровского

В период реконструкции набережной р. Псковы и ул. Воровского от Троицкого моста до Кузнецкого моста, проводимой в рамках туристско-рекреационного кластера «Псковский» летом 2014 псковские археологи обнаружили средневековый арсенал и некрополь


Фото на Богоявленскую церковь со стороны Финского парка. Вид с ул. Воровского

Археологи исследовали участок некрополя церкви Богоявления. Исследованный участок вплотную прилегал к стене южного придела храма, что позволяет предполагать высокий статус погребенных в этой части кладбища. Здесь исследовано 23 ненарушенных погребения и еще не менее 12 переотложенных.

В большей части погребений присутствовали кресты – из бронзы, латуни, свинцово-оловянистого сплава. Два креста декорированы цветной эмалью. На некоторых крестах сохранились отпечатки ткани, в «ушках» - обрывки шнурков.

Остатки одежды погребенных фрагментарны - это пуговицы и остатки погребальной кожаной обуви. Помимо этих вещей, в слое некрополя встречены медные монеты, фрагменты слюды и стекла.

В северном профиле раскопа был зафиксирован участок фундамента южного придела храма, что позволяет уточнить габариты скрытого в бастионе памятника.

Именно в этом приделе церковные службы продолжались еще некоторое время после засыпки храма – по ходатайству псковского купца Никифора Ямского, в палатах которого во время срочных работ по реконструкции псковской крепости поживал Петр I.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru